Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии

7. ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ (2)
Дидгорская битва

Тщательно подготовившись, царь Давид в 1120 г. начал общее наступление против турок-сельджуков в Закавказье.

Прежде всего, грузинские войска вступили в Ширван. Здесь позиции сельджуков были не так сильны, как в других местах. Коренное население Ширвана, будучи враждебно к захватчикам, активно помогало грузинам. Давид взял город Кабала.

Ширванский владетель стал вассалом грузинского царя, а разгромленные сельджуки обратились за помощью в Иран, к сельджукскому султану, который стал поспешно сколачивать военную коалицию. На лозунг султана — «мусульмане в беде» отозвался ряд восточных правителей, против Грузии выступило многочисленное вражеское войско.

Войска Давида были приведены в боевую готовность; царь лично отобрал полки, которые должны были участвовать в предстоящей битве.

В рядах грузинского войска числился отряд западноевропейских крестоносцев в тысячу воинов.

Давид выступил навстречу врагу и вынудил его вступить в битву там, где силы противника не могли полностью развернуться. Сражение происходило на путях, ведущих во внутреннюю Картли, главным образом в окрестностях Дидгори. Здесь, в теснинах, враг не сумел использовать свое численное превосходство и потерпел жестокое поражение. Много тысяч пленных и большие богатства достались грузинам в качестве трофеев. Лишь незначительная часть огромного вражеского войска избегла истребления. Дидгорская битва произошла в августе 1121 г.

Этой победой был развеян миф о непобедимости турок-сельджуков. Грузины с надеждой стали взирать на будущее; воспрянули духом и народы, все еще томившиеся под турецким игом.

Расширение территории феодальной монархии

В 1122 г. Давид IV взял Тбилиси и сделал его своим стольным городом. Грузинская столица, четыреста лет находившаяся в руках чужеземцев, теперь вновь принадлежала Грузии.

Несмотря на тяжелое поражение, сельджуки не отказались от борьбы. Предприняв в 1123 г. новый поход, султан вторгся в Ширван, занял город Шемаху, захватил ширванского владетеля и направил грузинскому царю письмо, полное угроз.

Вскоре в Ширване появилось грузинское войско. Однако султан уклонился от битвы и покинул страну. Царь Давид вначале восстановил в правах прежнего правителя, но уже в 1124 г. он счел необходимым присоединить Ширван к Грузии. В крепостях и городах Ширвана Давид поставил свои гарнизоны, состоявшие из эретцев и кахетинцев, а верховным правителем и «надзирателем» назначил своего представителя.

В этой освободительной войне армянский народ стоял на стороне грузин и вместе с ними храбро сражался против турок-сальджуков. Поэтому в дальнейшем освобождение Армении не представляло больших трудностей.

Летом 1124 г. царь Давид отдыхал в Триалети. Туда к нему прибыли послы из Аниси, столицы Армении. Они просили царя помощи. В Аниси правил в то время сельджукский эмир Абуль Совар.

Войско Давида вступило в Армению и осадило Аниси. Сельджуки сдались. Эмир Абуль Совар и его семья были взяты в плен. Аниси был присоединен к Грузии.

Теперь владения царя Давида простирались «от Никопсии (в современном Краснодарском крае) до дарубандских (дербентских) границ и от Осетии (подразумевается Северная Осетия) до Арагаца (в Армении)».

Несмотря на утрату сельджуками городов Шемаха, Кабала, Аниси и др. дело их изгнания из Закавказья не было еще завершено. Турки-сельджуки по-прежнему прочно сидели в Гандза, Двине и многих других городах и землях.

Царь Давид наметил широкие планы военных действий. В первую очередь он намеревался начать наступление на Гандза, которая теперь была главной опорой врага в борьбе против Грузии. Но выполнить эти планы Давиду уже не удалось. Он умер 24 января 1125 года.

Внутренняя политика царского двора

Великая война против турок-сельджуков явилась испытанием мощи для грузинского государства.

Мобилизация сил грузинского народа на борьбу против захватчиков потребовали коренных изменений в социальной, политической, экономической и культурной жизни страны. И действительно, не осталось ни одной стороны общественной жизни Грузии, не затронули бы реформы царя Давида.

Царский двор в этот период защищал преимущественно интересы мелких служилых азнауров и горожан. В то же время Давид, естественно, не мог не учитывать интересы мдабиуров-воинов, которые несли на себе главную тяжесть борьбы против сельджуков.

В правление Давида значительно увеличился фонд государственных земель. Отбирая земли у своих противников — крупных азнауров, Давид превращал их в царские имения  (сахасо). Владениями царя стали земли, принадлежавшие ранее царю Эрети-Кахети и тбилисскому эмиру, а также владения, очищенные от сельджуков в Картли и юго-западной Грузии. К царским вотчинам были присоединены также земли в Армении и Ширване. Таким образом, в распоряжении Давида оказался огромный земельный фонд, из которого он мог жаловать земли во временное пользование своим верным воинам и должностным лицам.

Государственный строй

Феодальная идеологиятого времени строго проводила идею о божественности и безграничности царской власти. Эта власть, как проповедовали её грузинские поборники, была дарована царю богом, и монарх вершил на земле божью волю. Поэтому всякий, кто осмелится выступить против царя, выступает против бога.

Местное управление при царе Давиде осуществлялось эриставами, центральное — царским двором, который состоял из крупных должностных лиц, возглавлявших то или иное ведомство (военное, финансовое, охраны порядка). Должностные лица были советниками царя с обязанностью, но не правом, давать советы. Среди них особое положение занимал чкондидел-мцигнобартухуцес — второе после царя лицо в государстве. Он назывался «отцом» царя, «везиром» и имел право высказывать свое мнение без соответствующего запроса со стороны царя. В управлении страной везде и всюду чувствовалась направляющая рука чкондидел-мцигнобартухуцеса.

Со времен Баграта III вторым после царя лицом в Грузии считался эристав Картли. Царь Давид урезал права картлийского эристава и усилил роль мцигнобартухуцеса, которого, помимо всего, поставил во главе высшего судебного учреждения — «сааджо кари» (буквально: просительный двор).

Судебная реформы

Обычно верховный суд в Грузии вершил сам царь. Давид же создал упомянутый просительный двор, поручив этот последний заботам мцигнобартухуцеса, вместе с которым в этом судебном учреждении заседали два мцигнобара (нотария).

В феодальной Грузии народные массы испытывали притеснения со стороны власть имущих. Крупный азнаур и его окружение, всесильный чиновник-эристав со своими приспешниками, сборщики налогов и податей, таможенная стража и многие другие вплоть до разбойников с большой дороги,  «насильничали» и «утруждали» трудовой люд.

Политика царя, направленная на установление порядка в стране, породила судебную реформу, выразившуюся в создании просительного двора. Это учреждение призвано было способствовать упорядочению всё усложнявшихся феодальных отношений. Просительный двор стоял на защите интересов вновь выдвинувшихся собственников, служилых азнауров-мосакаргаве, пресекая как насилия мтаваров, так и неповиновение мдабиуров.

Просительный двор регулярно занимался разбором дел и находился под непосредственным надзором царя.

Расширение прерогатив чкондидел-мцигнобартухуцеса еще более усилило к нему ненависть со стороны родовитых азнауров, боровшихся против царя и добивавшихся ослабления центральной власти.

Экономические мероприятия

Решение больших задач, стоявших перед страной требовало значительных материальных затрат. В поисках необходимых средств царский двор прибегал к таким чрезвычайным мерам, как принудительный заем, которым царь Давид облагал грузинскую церковь и купцов-мокалаков.

К числу экономических мероприятий относится и финансовая реформа царя Давида.

К тому времени значительно изменились направление и характер грузинских внешнеторговых связей. Теперь, главное значение для страны имела торговля с Востоком, так как в состав Грузинского царства вошли Тбилиси, Рустави, Шемаха, Аниси и др.

Давид правильно учел изменившуюся обстановку и, снабдив грузинскую монету арабской надписью, облегчил, таким образом, ее хождение в мусульманских странах.

Стремясь упрочить экономику страны и создать условия для хозяйственного сближения различных грузинских провинций, а также в целях обеспечения удобства и безопасности передвижения грузинских и иностранных торговых караванов, царь Давид осуществил такие мероприятия, как строительство и мощение дорог, постройка мостов, создание постоялых дворов и караван-сараев и т. д.
Мост на реке Беслетке (около Сухуми) с грузинской надписью заглавным письмом.
XII век.

Грузия многонациональное государство 

В царствование Давида Грузия превратилась в многонациональное государство. В её границы, кроме собственно Грузинской территории, входили также Армения и Ширван. В то же время царский двор хорошо учитывал положение, создавшееся на Ближнем Востоке, где господствовала мусульманская культура, и, в соответствии с этим, выработал политический курс культурного сосуществования между народами. Грузия была христианской страной, она считала себя преемницей Византии, но и мусульмане в Грузии не подвергались гонению. Давид IV с уважением относился к проповедникам мусульманства, покровительствовал мусульманским купцам, дружил с мусульманскими поэтами и философами, так что в «христианском царстве» Давида они жили ничуть не хуже, чем в странах, которыми владели мусульманские государи.

Мероприятия в области культуры

Царский двор содействовал завершению процесса формирования грузинской феодально-христианской культуры. Культурная независимость, которую Грузия отстояла в сношениях с Греко-римским миром, дала возможность царю Давиду создать в Грузии «вторые Афины», т. е. научно-богословское учреждение, призванное способствовать изучению и развитию научно философских идей, а также пропагандировать их среди населения Грузинского царства и за его пределами.

Таким научным центром стала Гелатская Академия, основанная Давидом недалеко от Кутаиси. Царь собрал сюда из различных монастырей видных богословов-философов, переводчиков-комментаторов, филологов. Особым покровительством Давида пользовался прибывший из Петрицонского монастыря выдающийся грузинский философ — неоплатоник Иоаннэ Петрици.

Грузинские феодалы постепенно устанавливали тесные культурные связи с феодалами соседних стран, внезависимости от их вероисповедания. В Грузии распространялись произведения художественной литературы Востока, научные труды.

На этой новой ступени развития грузинского феодального общества возникает оригинальная светская  художественная литература и поэзия, покровителем которых являлся в первую очередь сам царь Давид. Пользовались при его дворе популярностью и уважением также и мусульманские поэты, для которых по приказу царя в Тбилиси был построен специальный дом

Один из наиболее выдающихся царей и полководцев феодальной Грузии, Давид IV был всесторонне образованным человеком. Он усвоил лучшее, что могла дать культура восточно-христианского мира; основательно изучил арабский, персидский языки. Арабские историки сообщают, что царь Давид хорошо знал мусульманское вероучение, а однажды даже вступил в полемику с неким гандзийским кадием по вопросам происхождения корана. Круг умственных интересов Давида был весьма широк. Любознательного царя интересовала и астрология. Его современник, автор замечательного труда «Жизнь царя царей Давида», рассказывает много интересного относительно увлечения Давида чтением книг. Царь более всего любил историческую литературу. В походах и в поездках по стране он не расставался с небольшой библиотекой, в которой собраны были любимые его авторы.

Будучи одним из наиболее передовых людей своего времени, царь Давид не мог относиться со слепым доверием ко всему, что духовенство считало неопровержимой истиной. Его терпимость к иноверцам, гостеприимство и приветливость по отношению к иноземцам характеризуют Давида IV, как дальновидного и выдающегося государственного деятеля.

В царствование Давида Грузия добилась больших успехов во всех областях общественной жизни. Усилившееся грузинское царство на Ближнем Востоке превратилось в силу международного значения.

Но борьба продолжалась: родовитые азнауры не были окончательно сломлены, а турки-сельджуки не отказались от намерения вернуть себе былое господство в Закавказье.

Грузии еще предстояло выдержать тяжелую борьбу, которая обещала быть тем острей и беспощадней, чем интенсивней и быстрей шло развитие грузинского феодального общества.

[1] РаниАрран
Категория: История Грузии | Добавил: tsirik (26.06.2008)
Просмотров: 790 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: