Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии |
Художественная литература и фольклор
Борьба грузинского народа против иностранных захватчиков проявлялась также в области языка и литературы. Иранские и турецкие ассимиляторы всеми силами старались лишить грузин его родного языка, но грузинский народ в самые трудные времена стойко оберегал родной язык. Правда, он усвоил немало восточных слов. Однако его основной лексический фонд и грамматический строй, по существу, оставались неизменными. Наряду с этим развертывалась борьба за сохранение грузинской национальной культуры, в ходе которой преодолевалось ирано-мусульманское влияние и углублялись древнейшие национальные культурные и литературные традиции. Отстаивая самобытность грузинской культуры, передовые деятели с XVI в. опирались на богатое наследие древнегрузинской литературы и, в частности, на гениальное творение Руставели. Этим объясняется, что в XVI—XVII вв. был создан целый цикл продолжений «Витязя в тигровой шкуре». Авторами этих дополнений к поэме являлись Манучар Мцерали, Иосиф Тбилели, Кайхосро Чолакашвили и др. В то же время представители церковно-клерикальной идеологии считали сочинение Руставели бесполезной и порочной книгой. Для литературной жизни Грузии XVII в. характерна была также борьба против так называемого персидского направления в грузинской поэзии, одним из главных проводников которого в XVII в. был политический деятель и талантливый грузинский поэт Теймураз I. Несмотря на то, что вся его жизнь была посвящена борьбе против Ирана, Теймураз в значительной мере находился под влиянием персидской литературы. Теймураз создал немало прекрасных образцов грузинской поэзии, в которых искренне отобразил несчастья Грузии, а так же ряд лирических произведений. С ненавистью и проклятиями вспоминает он причинившего так много горя его родине и ему лично «кровопийцу» — иранского шаха. Теймураз не называет шаха Аббаса иначе как «насильником», «безжалостным», «мучителем», «обагренным невинной кровью». В исторической поэме «Мученичество царицы Кетеваны» Теймураз I в художественных образах отразил дикий разгул полчищ шаха Аббаса на кахетинской земле, историю пленения и пытки, перенесенные его сыновьями и матерью в шахских застенках. Литературный стиль Теймураза имел последователей. Среди них следует упомянуть Нодара Цицишвили, автора грузинского варианта «Бахрам-Гура». Противником литературных традиций и школы Теймураза был Арчил, который объявил борьбу губительному ирано-османскому влиянию в области литературы. Деятельность Арчила заложила прочную основу национально-патриотическому направлению в общественной мысли и поэзии. Требуя «говорить правду», Арчил защищал основной принцип реалистического творческого метода. Он же призывал грузинских писателей разрабатывать национально-историческую тематику и бороться за чистоту грузинского литературного языка. Эти новые литературные принципы воплотила в себе его историческая поэма «Беседа Теймураза и Руставели». Арчил прямо заявил: «одних я хвалю, а других порицаю». Действительно, он беспощадно разоблачал враждебную деятельность части феодальной общественности, некоторых тавадов и даже неразумного царя. Арчил первый из грузинских общественных деятелей призвал тавадов гуманно относиться к своим крепостным, ибо «если погибнут крестьяне, Грузия захиреет». Таким образом, интересы защиты феодальной Грузии требовали, по мнению царя Арчила, облегчения положения крестьян. Арчил впервые в грузинской литературе поднял также вопрос о несправедливости имущественного и социального неравенства людей, но в силу своей классовой ограниченности считал это зло неизбежным. Литературная школа Арчила имела многочисленных последователей. Среди них особенно выделялись автор исторической поэмы «Шахнавазиани» Пешанги, а также тбилисский епископ Иосиф Саакадзе, написавший «Дидмоуравиани». Эта поэма, посвященная жизни и деятельности Георгия Саакадзе, является ярким образцом грузинской поэзии XVII в. Грузинская литература была органически связана с народным творчеством. Талантливые поэты из народа создавали замечательные стихи и сказания на темы, которые позднее разрабатывались светской литературой. В народном творчестве особое место занимают мотивы классовой борьбы. Примером подобных произведений может служить цикл стихов о крупных грузинских феодалах XVII в. — Нугзаре и Зурабе Эристави. Народ с отвращением вспоминает время, когда властолюбивым арагвским эриставам захотелось надеть ярмо крепостничества на свободных горцев: «во время Нугзара Эристави, во время кровавых дождей» — так начинается старинное сказание, отражающее острую социальную борьбу между свободолюбивыми горцами и жестоким феодалом. Особое место в народной словесности занимает тема борьбы грузинского народа против чужеземных захватчиков. Много прекрасных стихов посвящено героической эпопее Бахтриони. В последующие века грузинские писатели черпали героические темы и образы из неиссякаемого родника народного творчества. Народные мотивы уже заметны в стихах Теймураза I, Арчила и других представителей грузинской литературы того времени.
Искусство
Грузинское зодчество XVI—XVII вв., по масштабам и технике строительства, конечно, не могло сравниться с искусством классической эпохи (X—XIII вв.). Но и в этот период было возведено несколько построек, привлекавших внимание красивым архитектурным стилем. Зодчие XVI—XVII вв. во многих отношениях продолжали национальные традиции и развивали грузинское строительное искусство в органической связи с грузинским зодчеством предшествующих эпох. Вместе с тем на строениях, особенно в Восточной Грузии, лежит заметный отпечаток иранского стиля. Западная Грузия и, прежде всего, горные районы страны были свободны от этого влияния. И в народном зодчестве оно проявлялось разве только в отдельных элементах. К сожалению, до наших дней не сохранились в целости жилые постройки того времени, но письменные источники сообщают, что дворцы царей и мтаваров (Ростома, кахетинских царей, Левана II Дадиани и др.) были выдающимися архитектурными сооружениями, украшенными резьбой и художественной стенной живописью. Это подтверждается исследованием развалин дворца кахетинского царя Левана в Алвани, дворца Арчила в Телави и других памятников зодчества XVI—XVII вв. Памятниками строительного искусства того времени являются также караван-сараи, бани, мосты и крепости. Построенные во времена Ростома караван-сараи, и мост, возведенный на реке Кциа, который сохранился до сих пор (на границе с Азербайджаном) и известен под названием Гатехили Хиди, или Цители Хиди, своей красотой в былые времена поражали иностранных путешественников и исследователей. Замечательными архитектурными ансамблями того времени были строения города Греми с его площадями, лавками, банями и церквами, а также Ананурская крепость с многочисленными башнями и купольными церквами. Церковное зодчество той эпохи представлено монастырем Шуамта (в Кахети), Ананурской церковью, а также большой купольной церковью, построенной в 1668 г. в Мчадисджвари (село между Мухрани и Душети) и др. Во многих местностях Грузии сохранились образцы стенной живописи XVI—XVII вв. Художники украшали стены храмов разнообразными изображениями святых, композициями на религиозные темы, а также портретами выдающихся исторических личностей (царей, мтаваров, феодалов и членов их семей). Стенная роспись выполнялась большей частью местными мастерами: так, например, в XVII в. храм Светицховели расписывал мокалакэ Григол Гулджаварисшвили. Приглашали грузинские правители художников и из соседних государств — чаще всего из России. Например, в XVI— XVII вв. русские живописцы были приглашены кахетинским царским двором писать иконы и производить роспись церковных стен. Ювелирное искусство XVI—XVII вв. в полной мере представлено в музеях Грузии. В них хранится огромное количество золотых и серебряных изделий, изготовленных в различных областях страны. Особенно высоким искусством отличались мастера художественной чеканки, исполнявшие работы для кахетинских царей и мтавара Мегрелии Левана II. Нельзя не упомянуть о высоком мастерстве грузинских вышивальщиц. Образцы их работ — художественно вышитые плащаницы, церковные облачения и светские одежды, сделанные в XVI—XVII вв., сохранились до наших дней. Высокого уровня достигло в то время искусство художественного оформления книг светского и духовного содержания. Некоторые из них снабжены многочисленными иллюстрациями. В этом отношении особую ценность представляет оформление относящейся к XVII в. рукописи поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». | |
Просмотров: 748 | |
Всего комментариев: 0 | |