Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии

I. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Категории крестьян

 

В XVI XVII вв., так же, как и на протяжении всей предшествующей истории феодализма, грузинский крестьянин, живший на земле помещика, пользовался ею только по наследству, по традиции. Такое землепользование вынуждало крестьянина исправно отбывать повинности в пользу помещика.

Но крестьянин, кроме участка, полученного от помещика, мог иметь землю, приобретенную им в полную собственность; на такой земле крестьянин был полноправным хозяином, собственная земля не подлежала обложению повинностями, хотя помещик всячески старался не только взыскать за нее с крестьянина повинности, но и вообще присвоить себе крестьянскую землю.

Крестьянское достояние состояло из пашни, сада и огорода, дома, марани, гумна, саманника и других хозяйственных строений. Вместе с тем, крестьянин имел необходимые сельскохозяйственные орудия, крупный и мелкий скот, птицу и т. п. Все это составляло хозяйство, в основе ведения которого лежал личный труд крестьянина. Крестьянин пользовался также помещичьим лесом, пастбищами, мельницей и т. д.

Грузинский крестьянин вел интенсивное хозяйство, но практика продажи помещиками крестьянских земель, дробление его семьи, расширение прав помещика на частное хозяйство крестьянина вели к упадку интенсивности крестьянских хозяйств и к их разорению.

В XVI XVII вв. крестьянство ни с экономической, ни с социально-правовой точек зрения не было однородным общественным классом. Отдельные группы крестьян отличались друг от друга в зависимости от того, какому феодалу они принадлежали, и какие отношения у них сложились с помещиком. Крестьяне по принадлежности   делились на царских, монастырско-церковных и помещичьих, принадлежавших  таваду или азнауру; с другой стороны, имелись категории «мсахуров» (слуг) «не обложенных» и «обложенных бегарой». Последних в некоторых районах Западной Грузии называли «моиналами», что по-мегрельски означает «слуга», но по значению это слово не соответствовало названию «мсахура», ибо по своему общественному положению моинале стояли значительно ниже мсахуров.

Мсахуры по своим правам и обязанностям отличались от крепостного крестьянства. Обязанностью мсахура были главным образом служба при дворе феодала и военная служба. Мсахур владел землей, данной ему помещиком. Но и мсахуры не составляли однородного слоя. В Западной Грузии в XVI в. часть мсахуров была обложена легкой бегарой, другая же часть оставалась на прежнем положении. Однако в XVII в. картина значительно изменилась: категория обложенных бегарой мсахуров фактически исчезла, пополнив собой ряды крепостных крестьян. Число мсахуров заметно уменьшилось. Они составляли вооруженную силу помещика, которую этот последний часто использовал как для наказания «непокорных» крепостных крестьян, так и против самих же, оказывавших неповиновение, мсахуров.

Категории крепостных крестьян в XVI XVII вв. были в основном те же, что и в эпоху развитого феодализма: различались «купленные», «пожалованные», «пожертвованные», «добровольные» и другие категории крепостных. Но в XVI XVII вв. и здесь произошли некоторые важные изменения. Постепенно исчезла, слилась с другими категориями, обладавшая некоторыми привилегиями, прослойка т. н. «добровольных» крестьян. Дальнейшее обострение крепостнических отношений в XVIXVII вв., а также постоянные внутренние и внешние войны способствовали численному росту категорий крестьян-бобылей («богано»), хизан, дворовых («моджалабе») и др.

«Богано» назывался крестьянин, бежавший от своего помещика и укрывшийся у другого господина. Такой крестьянин обычно долго не мог выбиться из нужды и вел полунищенское существование. После того, как из категории «богано» выделилась категория «хизан», «богано» стали называть и такого из местных крестьян, который своей бедностью напоминал хизана; у него не было виноградника, как не было и стимула к ведению интенсивного хозяйства. Категория «богано» к XVII г. была довольно многочисленной.

«Хизаном» также назывался крестьянин, который убегал от помещика и находил приют у другого. Увеличение прослойки богано и хизанов являлось следствием борьбы, которую вели крестьяне против феодального гнета. Такая форма противодействия крепостникам-феодалам возникла в условиях резкого усиления эксплуатации крестьян и обострения классовой борьбы. Обосновавшегося на новом месте хизана прежний помещик мог в силу феодального права возвратить обратно. Поэтому естественно, что такой переселенец не был заинтересован в ведении интенсивного хозяйства.

«Дворовым» называли крестьянина, который не имел земли и со своим семейством жил в доме помещика, питаясь остатками с его стола. Служба дворовых считалась унизительной. По своему экономическому и правовому положению дворовый стоял ниже других категорий крепостных и приближался к положению раба.

Сравнительно привилегированный слой крестьян составляли «тарханы» или «азаты». Так называли в XVI XVII вв. целиком или частично освобожденных от помещичьих налогов крестьян.

 

Крестьянские повинности, оброк и барщина. Усиление эксплуатации крестьян

 

Крепостные обязаны были нести т. н. «крепостную службу». В XVIXVII вв. соответствии с одновременным существованием натуральной и трудовой ренты обязанности крестьянина перед помещиком делились на два основных вида — бегару и службу. Бегарой называлось всякое натуральное обложение крестьянина за полученную от помещика землю. Случалось, что бегара вносилась в виде определенной денежной суммы, но в XVIXVII вв. в основном господствовало натуральное обложение. Бегара делилась в свою очередь на две части: основная называлась «тави бегара», а дополнительная — «схвай бегара». Кроме того, существовало и так называемое «самаспиндзло», или «угощение», т. е. крестьяне обязаны были в определенных случаях угощать помещика и его свиту.

 «Службу» несли все крестьяне, без исключения, однако характер ее менялся в зависимости от категории крестьян; на мсахурах лежала обязанность поставлять лошадей , нести «службу при дворце» и т. п., а на крепостных крестьянах — барщина, «коллективная работа на помещика», «переноска грузов» и др. «Служба» могла быть «недельной», «ежедневной», а иногда случайной — «когда спросят». «Служба» крепостных крестьян являлась трудовой бегарой.

Главную помещичью бегару к тому времени составляли: «гала» (налог на зерновые), «кулухи» (налог на виноградники), «сабалахе» и «пиристави» (налог на мелкий и крупный скот), «дзгвени» (приношения) и др.

Кроме своего помещика, крестьянин обязан был обслуживать царя и платить государственные налоги. Государственный налог на зерновые культуры назывался «кодис пури». Государство взимало с крестьян кулухи, пиристави, нахиристави и другие натуральные налоги. Крестьянин выплачивал царю денежные налоги, основной из которых именовался «саури». В числе важных государственных повинностей крестьян было «лашкар-надироба», обязательное участие в царских походах и охоте, или выполнение связанных с ними подсобных работ. Существовали также церковные налоги и повинности, налоги, которые покрывали содержание царских или помещичьих чиновников, а также выплату установленной иноземными захватчиками дани.

Все эти многочисленные налоги и повинности разнились друг от друга в зависимости от того, взимались ли они в Восточной или Западной Грузии, в нагорных областях или в долинах.

В соответствии с тем, кому принадлежали крестьяне, к какой категории они относились и как им удавалось защищать свои интересы, их повинности иногда были различными даже в пределах одной деревни.

Таким образом, крепостные крестьяне кормили и поили представителей господствующего класса — царя, тавадов, служителей церкви, азнауров, пахали и мотыжили их землю, снимали урожай, обрабатывали виноградники. Эксплуатация крестьянина была разнообразной и неограниченной.

Господствующий класс обладал вооруженной силой, в его руках были сосредоточены различные средства принуждения, с помощью которых он подавлял движение крепостных крестьян, заставляя платить работать зачастую больше того, чем это было установлено традицией. По мере роста своих потребностей помещик усиливал эксплуатацию крестьян, при этом он или увеличивал размеры обложения, или же, как было сказано выше, кроме «главной бегары» («тави бегара») вводил новую, «другую бегару» («схвай бегара»). Эту бегару эксплуатируемое население называло «неположенным обложением».

Рост оброчных норм и возникновение «другой бегары» были общим для Грузии XVI XVII вв. явлением. Феодалы, заботясь об увеличении своих доходов, пытались закабалить и мсахуров, используя их на различных работах, в том числе при перевозке грузов. Особенно интенсивно закабаление мсахуров проходило в Западной Грузии. Увеличивать сбор помещикам удавалось также путем увеличения весовых мер. Это стало особенно заметно в XVI XVII вв., когда основная единица этих мер — литра — значительно возросла по сравнению с предыдущими веками. Рост мер вызывал пропорциональный рост оброка. При помощи таких уловок помещик присваивал себе почти весь урожай, собираемый крестьянами. Положение крепостных крестьян, обремененных различными обложениями и повинностями, еще более осложнялось разгулом помещичьих чиновников, взяточничеством и особенно межфеодальными распрями.

 

Формы классовой борьбы крепостных крестьян

 

Своеволие феодалов и их челяди вынуждало крестьянина бороться против них различными средствами. Одной из форм классовой борьбы была подача крестьянами царю жалобы на своеволие господина. Такое выступление называлось «деоба» («тяжба»). Феодальное право и царь защищали интересы класса феодалов, и поэтому «деоба» большей частью решалась не в пользу крестьян.

Крестьяне покидали свои земли, становились хизанами или боганами. Уход от помещика являлся самой распространенной формой классовой борьбы в Грузии XVI XVII вв. На обострение этой борьбы указывает, в частности, множество покинутых в то время поместий и обезлюдевших сел как в Восточной, так и в Западной Грузии.

Из Картли крестьяне бежали в Кахети, из Имеретинского царства — в Восточную Грузию, из Мегрелии — в Абхазию, Имерети и другие земли.

Часть беглых крестьян составляла разбойничьи шайки, которые не только защищались от несправедливого господина, но и сами нападали на его усадьбу, грабили и жгли господское имущество, а самого помещика убивали. Разбойничьи шайки беглых крестьян составляли иногда внушительную силу и наносили значительный ущерб светским и церковным феодалам.

Еще более распространенной формой классовой борьбы был отказ от выплаты оброка и выполнения барщины. Когда подобный протест приобретал массовый характер и перерастал в восстание, власти водворяли порядок при помощи вооруженной силы.

Одно крестьянское выступление произошло в 60-х гг. XVII г., в селе Каисхеви Арагвского эриставства. Каисхевцы отказались платить церковный налог, они протестовали против «вступления» цилканского епископа в их деревню и «не впустили его». Епископа поддержал Заал Эристави, который послал в непокорную деревню карателей. Но и вооруженной силой не удалось сломить сопротивление каисхевцев.

В XVI XVII вв. антикрепостническое движение грузинских крестьян носило характер разрозненных стихийных выступлений, причем зачастую оно принимало форму пассивного сопротивления произволу помещика. Крестьянское движение не принимало массового размаха. У крестьян еще не было сознания необходимости совместной борьбы. Кроме того, объединению и сплоченности мешала социальная неоднородность крестьянства, наличие в нем различных слоев, прослоек и категорий.

 

Пленнопродавство

 

В борьбе с непокорными крестьянами феодалы прибегали к самым различным мерам. Беглого крестьянина, если он не скрывался надолго и надежно, господин возвращал назад. Феодальное право, стоявшее на страже интересов землевладельца, позволяло ему на протяжении тридцати лет разыскивать и возвращать своего крепостного или же продавать его помещику, на земле которого укрылся крестьянин. Возвращение беглецов, продажа их своему господину были мерами против бегства крестьян. Положение крестьянина в обоих случаях ухудшалось. Однако, помещики, недовольствуясь этим, обращались к самой дикой форме классовой борьбы, т. н. пленнопродавству. Это значит, что практиковалась продажа полоненных и похищенных крепостных крестьян за границу. Особенно стремилась приобрести их Турция, где из пленных формировали отряды янычаров или использовали для службы в гаремах, на кораблях и т. д. Соседство Турции и господство ее на Черном море во многом способствовали широкому распространению пленнопродавства в Западной Грузии в XVI XVII вв. Здесь пленными торговали мтавары, тавады, азнауры, епископы, а иногда даже разбойничьи шайки крестьян. Оживленная торговля пленными велась в портах Черного моря. Каждый сентябрь в черноморских портах появлялись турецкие фелюги, гружённые разнообразными товарами. Взамен товаров купцы получали рабов. Продажа пленных, особенно распространенная в Западной Грузии, к XVII в. охватила почти всю Грузию, опустошая деревни, лишая их лучшей, наиболее трудоспособной части населения. Потому-то в XVII в. в Западной Грузии число трудового населения не только не возросло, но даже сократилось вдвое по сравнению с предыдущим веком. Все это, в конечном счете, еще более обостряло кризис феодального общества.

Категория: История Грузии | Добавил: tsirik (01.07.2008)
Просмотров: 1229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: