Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии |
1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XII ВЕКА
Внешние отношения Феодальная Грузия под руководством Давида Строителя успешно отразила нашествие турок-кочевников. После смерти царя Давида, вплоть до 20-х годов XIII в. страна, время от времени, вела напряженные войны против соседних сельджукских эмиратов и султанов за политическое преобладание в Армении, Ширване и Ране. В этой борьбе против сельджуков интересы народов Закавказья совпадали с интересами Грузии, поэтому последняя пользовалась их всеобщей поддержкой. Позиции Грузии в этой борьбе упрочило и другое обстоятельство. Как мы отмечали выше, единое государство турок-сельджуков давно уже распалось на взаимно-соперничающие феодальные султанаты и эмираты. В то же время у сельджуков на западе появились сильные противники — крестоносцы, закрепившиеся в Палестине и Сирии, а также Византийская империя, оправившаяся после первых военных неудач. В этих условиях исчезла непосредственная опасность захвата грузинских земель сельджуками и возникла реальная возможность свержения их господства в других частях Закавказья. Грузия выполнила лежавшую на ней великую историческую миссию по освобождению закавказских народов: в итоге столетней борьбы, к началу XIII в. вокруг Грузии объединился феодально-культурный мир всего Кавказа и прилегавших к нему стран. Эта тяжелая столетняя борьба велась с переменным успехом. Поражение или победа зависела здесь, как и во всякой подобной борьбе, главным образом от внутреннего положения страны, от её социально-экономического строя и организации управления. Феодальная Грузия и соперничавшие с ней сельджукские государства в этом отношении не слишком отличались друг от друга. Постепенно сельджуки приобщились к системе феодальных отношений. Охваченные острой классовой и внутриклассовой борьбой, сельджукские султаны и эмираты не менее энергично боролись между собой, чем с, соседними христианскими государствами. Христианский мир Закавказья также не представлял монолитной силы и оценивал своего мусульманского соперника, как и всякое другое общественное явление, с классово-сословной точки зрения. Во время правления сына Давида царя Деметрэ (1125 — 1156) сельджуки упорно пытались снова утвердиться в Аниси. В конце концов, грузины вынуждены были пойти на уступку: в Аниси был возвращен сельджукский правитель на условиях вассальной зависимости от грузинского царя. Не дал результатов и поход на Гандза. Правда, в 1138 грузины взяли этот город и в знак победы привезли в Грузию городские ворота (Гандзийские ворота и поныне хранятся в Гелати), но удержать город и окружающие его земли не смогли. Гандза по-прежнему оставалась опорным пунктом для сельджукских захватчиков в их борьбе против Грузии.
Внутреннее положение страны при Деметрэ I
Причины военных неудач, постигших грузин при Деметрэ, были обусловлены событиями, назревавшими внутри грузинского феодального общества. Как известно, Давид Строитель энергично пресек попытки крупных феодалов выступить против укрепления центральной власти в государстве, но социально-экономическую основу существования крупного азнаурства он оставил нетронутой. В то же время в XII в. экономическое развитие страны пошло таким путем, при котором создались чрезвычайно благоприятные условия для дальнейшего усиления крупных азнауров. Огромное большинство разоренных мдабиуров-воинов стало крестьянами крупных азнауров, могущественные феодальные роды принимали под свое покровительство все новых мелких вотчинников-азнауров; наконец, всё чаще получали они от царя пожалование — дидеба. Естественно, что дидебул-азнауры стремились добиться политических прав, соответствующих их высокому положению. Для этого им необходимо было превратить царя Грузии из державного правителя объединенного государства в покорного исполнителя воли крупных феодалов. В XII в. и первой четверти XIII в. идет внутриполитическая борьба за власть. Дидебул-азнауры действуют то порознь, то в союзе с другими азнаурами. В одних случаях они восстанавливают наследника престола против нежелательного царя, в других — бойкотируют своего государя, выставляя ему политические требования, угрожающие целостности государства, или выступают в качестве защитников существовавших ранее порядков и, «обвиняя» царя в их нарушении, требуют от него восстановления своих исконных прав. При поддержке группы дидебул-азнауров царский престол оспаривали у Деметрэ сначала его брат Вахтанг, а затем и старший сын Деметрэ — Давид, обвинявший отца в намерении посадить на царство своего младшего сына Георгия. Царевич Давид организовал несколько заговоров против своего отца и, в конце концов, лишил его царской короны. В 1155 г. Деметрэ отрекся от власти и постригся в монахи. Царский престол занял сын Деметрэ — Давид, но этот последний вскоре умер, не процарствовав и года. Деметрэ немедленно покинул монастырь, взял власть в свои руки и в 1156 г. возвел на престол своего любимого сына Георгия (III). В это смутное время жертвой борьбы, разгоревшейся вокруг престола, стал не один знатный азнаурский дом. | |
Просмотров: 713 | |
Всего комментариев: 0 | |