Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В XI — XII ВЕКАХ
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В XI XII ВЕКАХ

Распад и исчезновение слоя мдабиуров-воинов

Новый этап развития феодального общества характеризовался, в первую очередь, разложением и исчезновением общественного слоя мдабиуров-воинов.

До того времени в Грузии большую часть производителей материальных благ составляли мдабиуры-воины. По закону, представители этого сословия были лично свободными, хотя и имели своих патронов и покровителей — царя, церковь, монастыри, азнауров, которые давно уже наложили руку на земли мдабиуров. Мдабиуры-воины считались вассалами своих патронов и на этих началах служили им. Но по мере развития феодальных отношений большинству мдабиуров-воинов все труднее становилось выполнять обязанности, которые возлагались на них государством и патроном.

Мдабиур-воин обязан был участвовать в походах и нести службу при своем патроне. А это требовало довольно крупных материальных затрат.

Необходимым условием выполнения мдабиуром-воином феодальных обязанностей было наличие у него полного пудзе. Но экономическое развитие страны вызывало дробление пудзе. Мдабиур же, имеющий урезанный пудзе, уже не мог исправно выполнять вассальные обязанности, и вынужден был обращаться за помощью к ростовщику или патрону. В обоих случаях, если мдабиур не имел возможности в срок рассчитаться с заимодавцем, он оказывался перед опасностью лишиться личной свободы.

Из письменных источников XIXII вв. видно, что мдабиурам приходится скитаться по Грузии в поисках дополнительного заработка, они плотничают, обрабатывают камень, трудятся на виноградниках. Но выбиться из нищеты удавалось немногим. Подавляющее большинство мдабиуров лишил привычного поля деятельности феодальный способ производства, не сумевший освоить этой свободной рабочей силы. Постройка каналов, водопроводов, работа на рудниках, обработка виноградников и полей, строительство дорог, крепостей, храмов и дворцов требовали большого числа рабочих рук, но здесь применение свободных рабочих рук ограничивал кабальный труд глехов (крестьян) и пленных.

На почве развития производительных сил страны в условиях экономического подъема и расцвета феодализма некогда однородная масса мдабиуров быстро распадалась. Некоторые из них богатели, получали возможность отличиться перед патроном. Военную или иную службу они выполняли как азнауры и впоследствии, приобретая крестьян, действительно становились азнаурами. Другие, а таких было  большинство, беднели, впадали в долги, продавали земельные участки и не могли более нести бремени почетной службы у патронов. Они облагались налогами как крестьяне.

Особенно трудным стало положение мдабиуров-воинов на рубеже XI XII вв. Набеги сельджуков разоряли их хозяйства. А мдабиур, почти непрерывно находившийся в походах, был оторван от своего участка, к тому же война вынуждала его тратить последние средства на боевое снаряжение.

Положение мдабиуров-воинов не улучшилось и после того, как Грузия, изгнав захватчиков из своей страны, выступила в роли объединительницы Закавказья. Борьба против сельджуков продолжалась и требовала от народа все новых жертв. В то же время страна, залечивая нанесенные войной раны, быстро отстраивалась, что наряду с продолжавшимися военными действиями требовало огромных затрат. Если одного мдабиура поход и служба обогащали и возвышали, то десятки других окончательно разоряли. Нелегко было разорившемуся мдабиуру-воину возвращаться к земле: часть из них уходила разбойничать или нищенствовать. Но большинство, в конце концов, превращалось в крепостных крестьян. И патрон уже не отличал окрестьянившегося мдабиура от крепостного крестьянина.

 

Борьба против разбоя и нищенства

 

В конце XII в. в жизни общественного слоя мдабиуров-воинов наступил критический  момент, о чем свидетельствует появление многочисленных разбойников, бродяг и нищих, — явление весьма характерное для Грузии эпохи развитого феодализма. Прославляя милосердие Давида Строителя, его современник сообщает, что царь из личных средств выдал своему духовнику, в виде единовременной помощи нищим, 24 тысячи драхканов (золотых монет). Выдача такой суммы сама по себе свидетельствует о немалом количестве нищих.

Во время Давида нищие жили не только за счет милостыни, подаваемой частными лицами, — еще задолго до Давида была узаконена так называемая «десятина для нищих», т. е. выделялась в пользу них десятая часть государственного дохода. Неизвестно, насколько строго осуществлялся этот закон, но мы знаем, что из огромных государственных доходов Грузии времен царицы Тамары выделенная для нищих «десятина» выдавалась им с точностью «до последнего зерна». Такая щедрость объясняется не духом милосердия, а тем, что распространившееся в эпоху расцвета феодальной Грузии нищенство принимало размеры национального бедствия.

Многочисленная армия свободных земледельцев, вытесненная феодальным способом производства, потерпевшая поражение в классовой борьбе, пополняла ряды бродяг и разбойников. В разбое и бродяжничестве проявлялся живой протест мдабиуров против закрепощения их феодалами.

 

Крестьяне

 

XI XII вв. знаменуются дальнейшим усилением эксплуатации крестьян. Хотя феодальное хозяйство развивалось успешно, экономика страны упрочилась, но еще быстрее росла нетрудовая часть общества, увеличивались потребности феодалов.

Мдабиуры-воины, участники бесконечных походов, вынуждены были оставлять земледелие. Некоторые из них переходили в число азнауров и сами становились непосредственными участниками эксплуатации крестьян. Другие занялись разбоем и бродяжничеством, усугубляя и без того тяжелое бремя, лежавшее на производителях материальных благ.

Постоянные походы способствовали интенсивному росту сословия азнауров, которое, несмотря на огромные богатства, доставляемые войной, все более жестоко обирало бесправных крестьян.

XIXII вв. характеризуются, с одной стороны, распадом социального слоя мдабиуров-воинов, с другой — быстрым количественным ростом крепостного населения, который был вызван социальными сдвигами, происходившими в то время в феодальной Грузии.

Исчезновение слоя мдабиуров в о и н о в и их переход в крестьянство были глубоким и важным последствием развития классовой борьбы в грузинском феодальном обществе. К концу XII в. этот процесс в основном был уже завершен. Слой мдабиуров-воинов, который представлял основу раннефеодальных отношений (вассальной зависимости), исчез, и грузинское феодальное общество разделилось на два главных антагонистических класса—азнауров и крестьян. Наступила эпоха крепостного права; отныне крепостное крестьянство — ведущая производительная сила феодальной Грузии.

Социальное положение грузинского крестьянства особенно ухудшилось ввиду усилившегося притока пленных, наводнивших Грузию в XII в. в результате удачно проведенных войн. Цена пленного была невысока, и купить его мог всякий. Пленный не имел никаких прав, он был рабом, и если его сажали на землю, «превращали в крестьянина», то определение вида работ и величины налога зависели от господина. Но дешевизна пленных, которая была таким характерным для Грузии XII в. явлением, свидетельствовала и о том, что азнаурам не удавалось использовать эту рабочую силу в хозяйстве по своему желанию. Попытки азнауров посадить пленных на крестьянские участки встречали решительный отпор со стороны крестьянства.

 

Категории крестьян

 

Таким образом, к XIII в. в основных чертах завершился великий социальный процесс: земледельческая часть производителей материальных благ страны объединилась в один класс — крестьянство.

Этот широкий социальный слой объединял в себе земледельцев, лишенных права собственности на землю (пудзе), но имеющих её в наследственном пользовании. В то же время в правовом и экономическом отношении крестьянство не представляло собой однородную массу. Большинство было наследными (мквидри) крестьянами. Наследным назывался крестьянин, род которого из поколения в поколение оставался во власти одного и того же феодала. Наряду с наследными крестьянами существовали и «пришлые извне».

Как наследные, так и пришлые делились на несколько различных правовых категорий: добровольным (небиери) назывался крестьянин, который по своей воле, на определенных условиях становился вассалом феодала. Если такой крестьянин в письменной форме подтверждал свою вассальную зависимость от феодала, его называли записным (тавдацерили), в противном случае он оставался незаписным. Если крестьянин имел письменный документ от царя, определяющий его положение, он назывался сиглосани (сигели—грамота). Купленным назывался крестьянин, которого феодал покупал лично. Существовали жалованные крестьяне, которые были пожалованы феодалу за верную службу царем или вышестоящим феодалом. Пожертвованным назывался крестьянин, которого феодал приносил в дар той или иной иконе (церкви, монастырю). Были и другие категории.

Такая дифференциация категорий крестьян, от добровольного до купленного, свидетельствует о постоянной борьбе, которая велась между феодалами и крестьянами и составляла основное содержание феодальных отношений.

О том же говорит наличие множества видов натуральной или денежной ренты, барщины и отработок (трудовой ренты).

Главная масса крестьян была уже прикреплена к земле.

Нормальным наделом крестьянина считалось крестьянское пудзе, но уже давно как оно стало дробиться. Одни владеют половиной пудзе или даже меньше того, другие держат по два и более пудзе. Так углубляется экономическое неравенство в среде крестьянства.

 

Горцы

 

Значительную часть трудового населения составляли грузинские горцы.

Чем интенсивнее было феодальное развитие равнинных областей, тем упорнее навязывали феодалы свободным горским общинам вассальные отношения. В некоторых нагорных районах, где имелась благоприятная почва для упрочения таких отношений, возникало и крестьянство. На протяжении веков горцы самоотверженно боролись против влияния феодальных порядков, но притесняемые феодалами горские общины терпели поражение, и феодальные отношения проникали в самые малодоступные уголки страны. Вместе с феодализацией происходила христианизация, «огрузинивание» нагорных районов. Тяжелая трехмесячная война, результатом которой было подавление крупного восстания горцев войском царицы Тамары, явилась последним решающим наступлением феодальной равнины на боровшиеся за свободу «горы».

 

Ремесленники и купцы

 

В общественном слое производителей материальных благ, как сказано выше, важное место занимали ремесленники. В Грузии XIXII вв. процветали десятки феодальных городов. В них ремесленники составляли весьма значительную социальную прослойку, которая вместе с купцами находилась в центре внимания феодалов.

В соответствии с высоким уровнем развития ремесла была развита и торговля. Купцы (вачары) составляли важное для нормальной жизни страны купеческое сословие. Некоторые из них — дидвачары (буквально: крупные купцы) вели караванную торговлю. Они вывозили в чужие страны или ввозили в Грузию товары, потребителями которых являлись главным образом феодалы.

Дидвачары сосредоточили в своих руках значительные богатства и пользовались в Грузии большим влиянием. Феодальное государство хорошо понимало полезную роль дидвачаров в жизни страны, и поэтому особенно заботилось о них. Дидвачар был свободным человеком и пользовался почетом наравне с азнауром.

Дидвачары осведомляли царя о делах чужих стран и зачастую выполняли различные его политические и дипломатические поручения.

Сословие свободных купцов не ограничивалось дидвачарами. Были свободными и пользовались определенными сословными преимуществами также менее зажиточные купцы, занимавшиеся обычно торговлей в пределах своей страны.

Часть вачаров составляли крепостные того или иного феодала (царя, церкви, азнаура), выполнявшие посреднические операции во внутригосударственном торговом обмене. Эти купцы обслуживали своего феодала, снабжая его деньгами или товарами (воском, солью и др.).

Экономические и политические интересы купцов и ремесленников требовали создания сильного объединенного государства с хорошо налаженным административным аппаратом, способным установить и поддерживать порядок в стране. Дальнейшее развитие торговли и ремесла тормозилось политической разобщенностью страны, её мтаварами, межземельными таможнями, взаимной враждой, соперничеством и междоусобными войнами феодалов, неорганизованной администрацией и своеволием азнауров-чабуков (витязей). Поэтому политические симпатии купцов и ремесленников были на стороне сильной царской власти как до, так и после объединения страны, когда феодальная аристократия боролась за  сохранение вассалитета-иммунитета.

 

Господствующий класс — азнауры

 

Эксплуататорскую часть феодального общества составляли царь, азнауры, церковь, монастыри. Азнаурство давно уже не представляло собой однородной массы. Азнауров имели и царь, и крупные азнауры, и церковь. Например, азнауры — вассалы церкви назывались мцхетишвили, шиошвили, сакдришвили и т. д., что по-грузински означает: мцхетские дети, шиоские дети, церковные дети. Речь идет о вассалах престольного храма в Мцхета, Шио-мгвимского монастыря, вообще церковных вассалах. Царские азнауры назывались азнаурами-тадзреулами (дворцовыми), азнаурами-мсахуреулами (служилыми) и дидебул-азнаурами. Азнауры исполняла преимущественно административные пли хозяйственно-административные должности. На них же возлагались воинская повинность и почетная служба в свите патрона. Как военные походы, так и свитская служба требовали от азнаура больших расходов. Но огромное большинство азнауров было мелкими вотчинниками. Они пытались удовлетворить свои возрастающие потребности путем усиления эксплуатации принадлежавших им немногочисленных крестьян.

Меньшинство азнауров составляли мтавары — крупные азнауры.

Политическое объединение Грузии, как мы знаем, подразумевало ограничение власти крупных азнауров. В объединенном государстве мтавары теряли «верховную власть» (публичное политическое право), и она переходила в руки объединителя, т. е. царя. Поэтому мтавары яростно сопротивлялись всем, кто боролся за политическое объединение страны. В своей борьбе реакционеры опирались на силу собственного войска, поддержку со стороны родичей, неприступность своих крепостей, а также на военную и финансовую помощь иноземных правителей. Однако прогрессивные силы Грузии быстро росли; объединение страны становилось исторически неизбежным, мтавары терпели поражение и оказывались перед необходимостью приспособиться к новой обстановке.

Объединение Грузии превратило царский двор в центр политической жизни страны. Теперь представители того или иного сословия искали здесь «правды», т. е. обеспечения и защиты собственных классово-сословных интересов. Потому с таким упорством пытались установить свое влияние при дворе различные слои азнауров в XI XII вв.

Если прежде крупные азнауры боролись против усиления царской власти раздельно, то в XI и особенно в XII в. феодалы-оппозиционеры объединяются, предпринимают совместные выступления, стремясь навязать царю такой политический строй, который бы обеспечил осуществление их социально-политических целей.

В результате объединения Грузии постепенно уменьшилось число мтаваров и увеличилось число дидебул-азнауров.

Дидеба была сильным оружием в руках царя. Царь мог возвеличить не только крупного азнаура, но и каждого, кто, по его мнению, был достоин этого. Царь мог также отменить, отнять дидебу. Крупные азнауры стремились лишить царя права на дидеба, добиваясь установления порядка, при котором пожалование и лишение привилегий, вытекавших из «возвеличения», зависело бы не от царя, а от воли самих дидебул-азнауров.

Борьба была длительной и жестокой. Крупные вотчинники из азнауров в XI XII вв. еще более усилились. В их руки попадали не только превратившиеся в крестьян мдабиуры-воины, но и широкие слои мелких азнауров. И этому в немалой степени способствовал институт дидеба.

Категория: История Грузии | Добавил: tsirik (26.06.2008)
Просмотров: 1003 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: