Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии

5. КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

В первой половине XVIII века достижения грузинской культуры были более значительны и многогранны, нежели в XVII столетии. В этот период были приложены значительные усилия к выявлению культурных ценностей народа и были приняты действенные меры по их охране. Для укрепления пошатнувшейся веры, развития знаний снова брались за изучение истории грузинского народа, собирание сохранившихся памятников законодательства и литературных произведений. Ученые, наряду с культурными сокровищами родной страны, изучали научные и литературные достижения других народов.

 

Просвещение

 

Общее направление просвещения и воспитания, естественно, исходило из интересов господствующей верхушки феодалов и духовенства. Высшими целями каждого члена общества считались защита государства, соблюдение христианской морали. Из этих принципов исходили законодательство, практика гражданской и духовной власти и основы дидактики, или воспитания. Социальная мораль покоилась на классовой формуле: «Крестьянин, а вместе с ним и то, что есть у него, принадлежит его господину» (согласно законам царя Вахтанга). Это положение дополнялось учением церкви: «Начало мудрости — страх божий». Эксплуатируемому народу внушали страх перед богом, непротивление господину. И лишь благодаря усилиям передовых людей в общество проникали более гуманные идеи.

Выдающимся гуманистом того времени был Сулхан Орбелиани (1658 — 1725), в монашестве принявший имя Саба. Этот разносторонний деятель, убежденный сторонник просвещенного абсолютизма, внес немалую лепту в дело просвещения и воспитания молодежи. Орбелиани составил специально для юношества сборник коротких басен, названный им «О мудрости лжи». По словам автора, эта книга должна была дать детям и знания, и быть «принята для чтения». Сулхан-Саба Орбелиани боролся против принятого в то время утомительного метода обучения, основанного на механическом заучивании длинных и малопонятных текстов, написанных к тому же не употреблявшимся в обыденной практике письмом хуцури. Школами обычно руководило духовенство, классы помещались в монастырях или на квартирах у духовных лиц (у священника, дьякона или кого-либо другого, знавшего грамоту). Обучение грамоте и чтению ограничивалось обычно изучением духовных книг, из которых юношество не могло себе составить ни верного представления об общественных взаимоотношениях, ни почерпнуть полезных в дальнейшем для себя и для родной страны практических знаний. Напротив, басни Орбелиани, в которых он клеймит невежество, осуждает разобщенность феодального общества, высмеивает льстецов, продажных судей и ябедников, развивали в юношестве высокое понятие о гражданском долге перед их многострадальной родиной.

Грузинский общественный деятель Германэ составил и издал руководство под названием «Учение, как должен наставник обучать ученика» (1711). Цель этой книги состояла в том, чтобы дать наставнику средство легчайшим путем обучить юношество грамоте. Одним из условий обучения автор считал употребление, вместо письма хуцури более доступного для учащихся письма мхедрули, а также сокращение материала, предназначенного для заучивания наизусть. Германэ руководила любовь к своему народу; по его словам, он не хотел, чтобы ученики-грузины отставали от других учеников по своим знаниям, чтобы в научных спорах у них «не заплетался язык от невежества».

Многие юноши-грузины в результате упорного труда овладели к тому времени средним и высшим образованием. Просвещенные люди того времени (Сулхан-Саба Орбелиани, Вахтанг VI и др.), помимо родного языка, владели—персидским, турецким, армянским и другими языками, изучали они и русский язык; их знания в области богословия, философии, истории и математики были весьма основательными для своего времени.

 

Наука

 

Для периода управления Вахтанга VI характерно необычайное оживление и развитие научной мысли. Инициатор многих полезных начинаний Вахтанг VI, воспитанник Саба-Сулхан Орбелиани, составил комиссию «ученых людей» во главе с Бери Эгнаташвили. Комиссия собрала существующие рукописи по истории Грузии и, взяв одну из них за основу, восполнила имеющиеся в ней пробелы материалами из других рукописей. Для этого комиссия широко использовала грамоты, надписи, хроники и другие документы.

В Тбилиси получил воспитание выдающийся представитель грузинской историографической и географической науки, сын Вахтанга VI царевич Вахушти (1676 — 1770, приблиз.) Его капитальный труд «История Грузии» представляет собой первую попытку с критических позиций изложить историю грузинского народа. По убеждению Вахушти, непременными составными частями исторического труда являются география, генеалогия, хронология и прагматология (изложение исторических событий). Труд Вахушти состоит из вышеперечисленных частей.

Создавая свой труд, Вахушти Багратиони руководствовался высокими патриотическими целями, защитой исторической истины, учебно-просветительными идеями. Для поощрения учащихся автор начинает свой труд словами философа: «То время и часы, которые мы не употребляем на учение, безнадежно потеряны». По твердому убеждению Вахушти, история должна нелицеприятно осуждать вероломных людей, одобрять и вдохновлять людей, преданных родине. По его мнению, в истории добро и зло, разумеется, не равноценны; летопись возвеличивает делающего добро и порицает на вечные времена дурных людей. Свой труд Вахушти пришлось заканчивать в Москве (1745), где он жил в грузинской колонии.

К поколению Вахушти принадлежал также историк Сехния Чхеидзе; в его талантливо написанной хронике события изложены вплоть до 1739 года.

Наряду с историографией, значительных успехов достигла и географическая наука включая и картографию. Непревзойденный географический труд, дающий описание грузинской земли («Описание царства Грузинского»), принадлежит перу Вахушти, который обладал обширными познаниями в области географии. Он был знаком с трудами русских и иностранных географов. Составленный царевичем Вахушти атлас был высоко оценен учеными России и Западной Европы. Он был в XVIII веке размножен типографским способом.

Выполненная ранее карта Грузии и сопредельных с нею стран, в составлении которой принимал участие Сулхан-Саба Орбелиани, была передана Академии наук Франции.

Знакомству с географией Западной Европы и бурно развивавшейся там буржуазной культурой содействовал труд Сулхан-Саба Орбелиани «Путешествие в Европу» (которое автор совершил в 1713 — 1716 гг.). Известны также заслуги Сулхан-Саба Орбелиани в области философии и математики.

Однако самым выдающимся научным трудом Орбелиани является его толковый словарь грузинского языка, который он составлял с 1685 по 1716 год. В этом фундаментальном труде отражены богатство и яркость грузинского языка. С большим знанием дается в нем толкование древних грузинских слов. В словаре использован армянский, турецкий, греческий и итальянский лексический материал. Выдающийся деятель грузинской культуры, Орбелиани созданием этого словаря утвердил высокий уровень развития грузинской филологии.

Вахтанг перевел с персидского языка астрономический труд, принадлежавший увлекавшемуся наукой внуку Тимура (Тамерлана) Улуг-Беку (XV в.). Переведенный Вахтангом курс космографии «Книга о познании творения» был напечатан в тбилисской типографии (1721).

 

Юридическая литература

 

Общие успехи социально-экономической и политической жизни Грузии периода царствования Вахтанга сделали необходимым внести улучшения в существующее законодательство и судопроизводство. Царская власть попыталась упорядочить существующие крепостнические отношения, установить определенные юридические нормы, которым должны были подчиняться и «господин», и «раб», и дворянин, и крестьянин, церковные и царские чиновники — это было необходимо для поддержания существующего строя. В соответствии с этим, под руководством просвещенного царя Вахтанга было составлено так называемое «Писаное уложение» (из 270 статей), которое называлось в народе — «законами Вахтанга» (Уложение составлено в 1705 — 1709 годах). Новый свод законов отражал большой законодательный опыт правящих кругов Грузии. Он отличался точностью юридического языка, многообразием терминологии, прекрасным знанием местных обычаев и в целом являлся для своего времени прогрессивным документом. В составлении нового свода законов принимали участие представители высшего духовенства, а из светских феодалов — Мухранбатони, Амилахори, Ксанский и  Арагвский эриставы и др. Аристократический состав полностью обеспечивал классовые интересы составителей «Уложения».

Грузия не могла существовать без крестьянина (это ярко выразил в стихах царь Арчил), поэтому в законах Вахтанга ряд статей уделен защите интересов крестьянства, естественно, лишь в такой мере, чтобы оно не выродилось физически. От крестьянина требуется выполнение повинностей — и требуется сурово. Вообще «все, что имеется у крестьянина, принадлежит господину». Но необходимо было пресечь подрывающее крестьянское хозяйство «взимание неположенного» то есть незаконные поборы, не предусмотренные законом. «Взимать неположенное равносильно убийству человека». Закон требовал, чтобы большой и малый — все знали свои права и обязанности», а правовое положение человека должно полностью соответствовать его сословному положению.

В своде законов Вахтанга и тавады, и азнауры были разбиты на три категории: дидебулы-тавады (такими считались: Арагвский эристав, Ксанскнй эристав, Амилахори, Орбелишвили и Сомхитский мелик), средние тавады, третьи тавады; возвеличившиеся азнауры, средние азнауры, третьи азнауры. Чем больше земли и крепостных имелось у тавада, тем большим почетом и славой он пользовался. Жизнь тавада стоила дороже, чем жизнь азнаура; дешевле всех ценилась жизнь крестьянина. Убийство дидебула-тавада обходилось в 8 раз дороже виновному, чем убийство возвеличившегося азнаура, и в 16 раз дороже, чем крестьянина.

Вахтанг составил также книгу по упорядочению управления государством «Дастурламали». В 223 главах этого труда определены права и обязанности придворных и провинциальных чиновников.

 

Художественная литература

 

Реалистическая литературная школа царя Арчила и Сулхан-Саба Орбелиани, как известно, явилась значительным явлением в грузинской литературе. Сборник стихов Арчила («Арчилиани») пополнился в дальнейшем произведениями, представляющими культурно-исторический интерес — «О царях» («восхваление» царей и «обличение» царей). В этом произведении охарактеризованы «плохие» и «хорошие» цари, а часть поэмы посвящена Петру Первому, создавшему могучее государство и непобедимую армию. «Узрел я самого царя Петра, видел, каков он, твердый властитель России». Арчил восхваляет мощь России, организованность ее войска.

Сулхан-Саба Орбелиани, кроме книги «О мудрости лжи», перевел вместе с Вахтангом дошедшую до Грузин книгу древнеиндийских басен «Калил и Димна». Это произведение было переведено с персидского подлинника (проза, перемежающаяся стихами); подобно книге «О мудрости лжи», она имела воспитательное значение. «Калил и Димна» — произведение, утверждающее, что человека возвышает не родовитость или богатство, а ум, образование и хорошее воспитание. Автор книги протестует против произвола, царящего в феодальном обществе. Феодал, «подло убивающий» крепостного, сравнивается с «прожорливой кошкой», которая не щадит жертву. «Бедный крестьянин» погибает в руках «беспощадного и несправедливого» господина.

Из лирических произведений XVIII в. следует отметить творчество Вахтанга VI, продолжившего и развившего литературные традиции царя Арчила. В его стихах звучат тоска по родине и своему народу—тоска царя, вынужденного покинуть отечество, скорбь, вызванная военными и политическими поражениями, патриотические чувства. Иногда сюжетом служат ему события, происходящие в Грузии, картины русской жизни, а подчас и собственная политическая деятельность.

К патриотическому эпосу относится «Католикос-бакариани» Иосифа Тлашадзе. В этой поэме описана роковая междоусобная борьба между Кахети и Картли (1723 — 1724), участие в ней Бакара, сына Вахтанга и жизнь католикоса Доментия, брата Вахтанга.

К числу произведений подобного жанра относится поэма «Вахтангиани» Павленишвили, в которой пространно изложена история поездки Вахтанга и его свиты в Россию. О событиях примерно этой же эпохи (вторая половина XVIII в.) повествует поэма Давида Гурамишвили «Беды Грузии».

 

Искусство

 

Новый подъем переживало в Грузии искусство. Грузинские зодчие провели большую работу по реставрации старых и строительству новых зданий и иных сооружений. Много сил и мастерства потребовалось для восстановления и реставрации Мцхетского собора «Светицховели», крепостных стен Тбилиси и Сионского собора, в честь восстановления которого царь Вахтанг в 1710 г. сделал на его стене надпись. В Тбилиси, около известного дворца Ростома, Вахтанг VI построил роскошный дворец в персидском стиле, который был впоследствии разрушен турками (1725). По свидетельству Вахушти, этот дворец был украшен внутри зеркалами, позолотой, лазурью, мрамором и художественной стенной росписью. Рядом с этим дворцом был возведен дворец для брата Вахтанга, царевича Свимона Багратиони.

До наших дней сохранилось большое количество образчиков традиционной чеканки, живописи, вышивок. С большим искусством изобразили мастера чеканки современника Вахтанга VI — имеретинского царя Александра и его супругу в грузинских национальных костюмах. Чеканным золотом украшены также переплеты евангелий Замечательный образец художественной вышивки представляет собой плащаница с изображением тела христова, работа дочери Кахетинского царя Ираклия I Елены.

Время пощадило оригинальные работы художников XVIII в.: стенную роспись церквей и храмов, иллюстрации, заставки, виньетки, миниатюры, украшающие книги, отпечатанные в типографии царя Вахтанга. Кожаные переплеты книг снабжались художественным тиснением.

 

Основание типографии

 

Инициатором создания первой типографии в Грузии является Вахтанг VI, которого горячо поддержали в этом начинании ближайшие соратники. Оборудование типографии, а также специалист-инструктор валах Михаил Степанешвили, были выписаны из Румынии (Валахии) при содействии жившего там известного книжника, грузина Антимоза Ивериели. В 1708 году первая в Грузии типография стала выпускать книги. Учились и совершенствовали свое мастерство грузинские наборщики и корректоры, редактировали книги Николай Орбелиани, Германэ и др. До настоящего времени сохранились двадцать образцов изданий этой типографии (1708 — 1722); в большинстве своем эти книги духовного содержания: части библии — псалмы, евангелие и т. д.

Под редакцией Вахтанга была издана поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1712).

Обучение грамоте по дорогостоящим книгам было доступно в крепостническом обществе лишь представителям господствующего класса, но и такое ограниченное использование печатных произведений было тогда прогрессом для грузинского народа.

Категория: История Грузии | Добавил: tsirik (01.07.2008)
Просмотров: 868 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: