Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии

3. ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС

В Грузии XVIXVII вв. по существу были две основные формы феодального землевладения: частногосподская и общевладельческая-сатавадо.

Частногосподская собственность была сравнительно прогрессивной формой собственности, она, в противоположность общевладельческой собственности, поощряла помещика к ведению интенсивного хозяйства.

Общевладельческая-сатавадо была «фамильная» (сахасо) и «удельная» (сауплисцуло). Удельные земли не принадлежали лично ни таваду, ни членам его дома, и поэтому никто из них не был особенно заинтересован вести на них интенсивное хозяйство. Общевладельческая собственность, так же, как и частногосподская, по существу, состояла из двух частей. Одна часть земли была поделена между крепостными крестьянами, другой частью непосредственно владели помещики. Собственные владения помещиков состояли из лучших «господских пашен» и «обширных виноградников». На господских пашнях и на виноградниках трудились крестьяне, отрабатывавшие барщину. Другая же часть земель была непосредственно распределена между податными крестьянами. Богатство и силу феодала определяли размеры земельных владений и число крепостных.

Большинство помещиков располагало рабочей силой, обеспечивавшей отработку барщины. Но встречались феодалы, имевшие по одному—по два дыма крепостных крестьян, а то и вообще не имевшие таковых. Им приходилось обрабатывать свои земли с помощью наемных работников.

Привилегированное сословие крупных феодалов в Грузии XVIXVII вв. составляли тавады. К XV в. тавады заметно выделились из класса азнауров и представляли фактически отдельное сословие. В XVI в. этот процесс углубился, власть тавадов еще более укрепилась. Тавадом назывался старший в роду правитель «сатавадо», или «дома» (сеньории). Первейшими среди тавадов были так называемые «дидебулы тавады», которые не только владели многочисленными крепостными и поместьями, но и занимали также важные должности при царском дворе. После них шли «средние тавады» — сыновья крупных тавадов и старшие в роду главари сравнительно мелких феодальных домов. Наконец, третью категорию составляли «низшие тавады». К господствующему классу принадлежали и азнауры. Они делились на царских, церковных и тавадских азнауров. Конечно, больше всего азнауров имели цари. Однако, много их было и у тавадов. Тавадские азнауры делились на «фамильных», «удельных» и «частногосподских». Кроме того, среди азнауров наблюдалось и резкое имущественное неравенство: одни владели более чем сотней крепостных, в то время как другие не имели ни одного. В соответствии с этим различались три основные категории: крупные азнауры, средние азнауры и мелкие азнауры. Азнауры составляли свиту патрона. Вместе с тем они занимали различные должности при дворе своих владетелей. Азнауры, как обладатели крестьян и поместий, принадлежали к классу эксплуататоров, презрительно относились к мсахурам и крепостным. Но и сами азнауры часто подвергались насилиям со сторены своих патронов. Это приводило к внутриклассовой борьбе между тавадами и азнаурами.

В феодальной стране церковь была верной союзницей и защитницей господствующего класса, проводником его идеологии. В то же время сама являлась крупной феодальной организацией. Ей так же, как светским феодалам, принадлежали поместья, мельницы, маслобойни, торговые лавки, стада мелкого и крупного рогатого скота и другое имущество. Главным источником богатства церквей и монастырей являлась эксплуатация крепостных крестьян.

Церкви и монастыри в феодальной Грузии представляли собой значительную общественно-экономическую силу. В XVIXVII вв. церковь, сохраняя в целом основные черты феодальной организации, понятно, не имела сословной сплоченности. Одна часть служителей церкви вышла из низших общественных слоев и сама подвергалась феодальной эксплуатации, а другая, наиболее состоятельная, отражала интересы крупных землевладельцев. Высшие церковные должности в XVIXVII вв. без исключения занимались представителями высших общественных кругов — членами царской фамилии, тавадами и азнаурами. Церковь благословляла феодальный строй, прославляла средневековое крепостничество, проповедовала неизбежность существования угнетателей и угнетенных.

Категория: История Грузии | Добавил: tsirik (01.07.2008)
Просмотров: 399 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: