Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии |
2. КУЛЬТУРА
Хозяйственное и политическое усиление Грузии в XII в. послужило основой расцвета древнегрузинской феодальной культуры, являвшейся более развитым и совершенным продолжением грузинской культуры предшествующего времени. Деятельность таких выдающихся писателей-философов, как Иоанэ Петрици и Арсен Икалтоели, сближают XII в. с XI в. Их борьба за свободу мысли и научного исследования оставила глубокий след в общественном сознании грузин того времени. Особенно большая заслуга принадлежит в этом Иоаннэ Петрици; его деятельность, начавшаяся на Балканах, именно в грузинском монастыре Петрицони (ныне с. Бачково в Болгарии), позднее протекала в Константинополе и, наконец, в Грузии. Будучи крупным ученым философом, он, наряду с образцовыми переводами, создал собственные комментарии и тезисы к переведенным им философским книгам. Комментарии Петрици к Проклу Диадоху оказали большое влияние на развитие не только грузинской, но и армянской философской мысли того времени (труд был переведен в XIII в. на армянский язык). Расцвела и грузинская историческая литература. Замечательные произведения оставили нам историк — современник Давида Строителя, а также три историка царицы Тамары. Они в своих трудах живо отразили явления общественной и культурной жизни страны. Тематика и высокое литературное мастерство авторов делают их произведения первостепенными историческими памятниками.
Зарубежные культурные веяния в Грузии XII в.
Наряду с местной древней культурой, в феодальной Грузии с интересом изучалась эллинская культура. Основательное знание древнегреческого языка давало грузинскому образованному обществу возможность читать греческих авторов в оригинале. Особенность развития грузинской культуры XII в. состояла в следующем: в отличие от западных стран, Грузия, расположенная на рубеже двух культурных миров, мусульманского и христианского, имела возможность воспринять как западную христианскую культуру, так и новую, весьма своеобразную и разностороннюю арабско-персидскую культуру, возникшую на почве ислама. Грузинское феодальное общество, обладавшее национальной самобытной культурой, усвоило и эту в религиозном отношении далекую и как-будто чуждую для него культуру, обогативши тем самым родную литературу и искусство.
Музыка и поэзия
Многие грузины с древнейших времен прославились как даровитые поэты, певцы, музыканты, артисты. Традиции народного искусства передавались из поколения в поколение. Значение грузинской народной музыки подчеркивается уже в «Библии», где о предке грузин сказано, что он был творцом псалмов и игры на музыкальных инструментах. Значительный ущерб развитию народного творчества причинило преследование, которому оно подверглось со стороны церкви; но уже к X в. народное искусство вновь возродилось и расцвело, что обусловило и начало обновления грузинской светской литературы. В XI — XII вв. значение и влияние светской литературы быстро возрастает. Некогда приукрашенная в подражание восточным, мусульманским образцам, она становится на путь самостоятельного творчества. Особого внимания заслуживает грузинский прозаический вариант «Висрамиани», который ни в чем не уступает одноименному, но написанному в стихах персидскому роману. «Абдул-месиа» Иоанна Шавтели и оды Чахрухадзе одинаково свидетельствуют о высоком уровне грузинской культуры того времени: понимать такие произведения тогда могло только высокообразованное общество.
«Витязь в тигровой шкуре»
Если бы из грузинского литературного наследия того времени не сохранилось ничего другого, кроме бессмертного творения Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», то и этого было бы достаточно, чтобы говорить о высоком уровне грузинской художественной литературы. «Витязь в тигровой шкуре» — явление исключительное и необычайное. Ни в западной, ни в восточной литературе той эпохи нет равноценного с ним памятника поэтического творчества. С первых же строк поэма производит неизгладимое впечатление изумительной музыкальностью стиха, яркостью художественных образов и глубиной мысли. В противоположность существовавшей тогда литературной традиции, воспевание высокого чувства любви не мешает певцу и его героям интересоваться важными, злободневными вопросами окружающей их жизни. Герои поэмы не являются людьми заурядными, заботящимися только о своем благополучии. Как мужские, так и женские персонажи поэмы наделены сознанием общественного долга; они и в условиях тяжелых личных испытаний не перестают думать о судьбах родины. Живой интерес к общественным явлениям, редкое знание человеческих характеров и глубокая жизненная мудрость особенно украшают поэму Руставели. В основе своей она построена на трех мотивах: рыцарская любовь к женщине, героическая самоотверженность, взаимная верность побратимов независимо от национальности и религии. Современники хорошо оценили несравненное величие поэмы «Витязь в тигровой шкуре», занявшей одно из почетных мест в сокровищнице мировой культуры.
Искусство
В XII в. замечательных успехов достигли многие отрасли искусства. Зодчество того времени, роспись стен, художественное оформление рукописей, искусство чеканки, эмаль, музыка — все это поражает высоким мастерством выполнения. Для примера достаточно назвать такие памятники живописи, как фрески и мозаика Убиси, Кинцвиси, Гелати, Бетаниа, Бертубани, Джручское, Цкароставское и Тбетское евангелия, упомянуть чеканку окладов Хахульской и Анчийской икон, выполненную искусными грузинскими мастерами Бека Опизари и Бешеном Опизари. Следует отметить также высокое развитие грузинской музыки. Наряду с возникновением и развитием многоголосия, отдельной отраслью являлось музыкальное творчество. Отдельные лица создавали музыку и тексты к ней для песнопений. Мелодии — плод творчества грузинских композиторов того времени были записаны особыми нотными знаками. Огромных успехов достигло грузинское зодчество. Храм Икорта, вышеупомянутые Бертубани, Бетаниа и др., несмотря на то, что они пострадали от времени, несмотря на их значительные изъяны, являются красноречивыми свидетелями расцвета грузинской архитектуры. Бессмертным творением грузинского искусства является высеченный целиком в скале Вардзийский монастырь с его многочисленными кельями и прекрасной стенной росписью. Грузинскому искусству XI — XII вв. присущи такие черты, какие впоследствии послужили основными элементам так называемого европейского Ренессанса. | |
Просмотров: 725 | |
Всего комментариев: 0 | |