Главная » Статьи » Грузия (საქართველო) » История Грузии

1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XII ВЕКА
1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XII ВЕКА

Внешние отношения

Феодальная Грузия под руководством Давида Строителя успешно отразила нашествие турок-кочевников. После смерти царя Давида, вплоть до 20-х годов XIII в. страна, время от времени, вела напряженные войны против соседних сельджукских эмиратов и султанов за политическое преобладание в Армении, Ширване и Ране. В этой борьбе против сельджуков интересы народов Закавказья совпадали с интересами Грузии, поэтому последняя пользовалась их всеобщей поддержкой.

Позиции Грузии в этой борьбе упрочило и другое обстоятельство. Как мы отмечали выше, единое государство турок-сельджуков давно уже распалось на взаимно-соперничающие феодальные султанаты и эмираты. В то же время у сельджуков на западе появились сильные противники — крестоносцы, закрепившиеся в Палестине и Сирии, а также Византийская империя, оправившаяся после первых военных неудач. В этих условиях исчезла непосредственная опасность захвата грузинских земель сельджуками и возникла реальная возможность свержения их господства в других частях Закавказья. Грузия выполнила лежавшую на ней великую историческую миссию по освобождению закавказских народов: в итоге столетней борьбы, к началу XIII в. вокруг Грузии объединился феодально-культурный мир всего Кавказа и прилегавших к нему стран.

Эта тяжелая столетняя борьба велась с переменным успехом. Поражение или победа зависела здесь, как и во всякой подобной борьбе, главным образом от внутреннего положения страны, от её социально-экономического строя и организации управления. Феодальная Грузия и соперничавшие с ней сельджукские государства в этом отношении не слишком отличались друг от друга. Постепенно сельджуки приобщились к системе феодальных отношений. Охваченные острой классовой и внутриклассовой борьбой, сельджукские султаны и эмираты не менее энергично боролись между собой, чем с, соседними христианскими государствами.

Христианский мир Закавказья также не представлял монолитной силы и оценивал своего мусульманского соперника, как и всякое другое общественное явление, с классово-сословной точки зрения.

Во время правления сына Давида царя Деметрэ (1125 — 1156) сельджуки упорно пытались снова утвердиться в Аниси. В конце концов, грузины вынуждены были пойти на уступку: в Аниси был возвращен сельджукский правитель на условиях вассальной  зависимости от грузинского царя.

Не дал результатов и поход на Гандза. Правда, в 1138 грузины взяли этот город и в знак победы привезли в Грузию городские ворота (Гандзийские ворота и поныне хранятся в Гелати), но удержать город и окружающие его земли не смогли. Гандза по-прежнему оставалась опорным пунктом для сельджукских захватчиков в их борьбе против Грузии.

 

Внутреннее положение страны при Деметрэ I

 

Причины военных неудач, постигших грузин при Деметрэ, были обусловлены событиями, назревавшими внутри грузинского феодального общества.

Как известно, Давид Строитель энергично пресек попытки крупных феодалов выступить против укрепления центральной власти в государстве, но социально-экономическую основу существования крупного азнаурства он оставил нетронутой. В то же время в XII в. экономическое развитие страны пошло таким путем, при котором создались чрезвычайно благоприятные условия для дальнейшего усиления крупных азнауров. Огромное большинство разоренных мдабиуров-воинов стало крестьянами крупных азнауров, могущественные феодальные роды принимали под свое покровительство все новых мелких вотчинников-азнауров; наконец, всё чаще получали они от царя пожалование — дидеба. Естественно, что дидебул-азнауры стремились добиться политических прав, соответствующих их высокому положению. Для этого им необходимо было превратить царя Грузии из державного правителя объединенного  государства в покорного исполнителя воли крупных феодалов.

В XII в. и первой четверти XIII в. идет внутриполитическая борьба за власть. Дидебул-азнауры действуют то порознь, то в союзе с другими азнаурами. В одних случаях они восстанавливают наследника престола против нежелательного царя, в других — бойкотируют своего государя, выставляя ему политические требования, угрожающие целостности государства, или выступают в качестве защитников существовавших ранее порядков и, «обвиняя» царя в их нарушении, требуют от него восстановления своих исконных прав.

При поддержке группы дидебул-азнауров царский престол оспаривали у Деметрэ сначала его брат Вахтанг, а затем и старший сын Деметрэ — Давид, обвинявший отца в намерении посадить на царство своего младшего сына Георгия.

Царевич Давид организовал несколько заговоров против своего отца и, в конце концов, лишил его царской короны. В 1155 г. Деметрэ отрекся от власти и постригся в монахи. Царский престол занял сын Деметрэ — Давид, но этот последний вскоре умер, не процарствовав и года. Деметрэ немедленно покинул монастырь, взял власть в свои руки и в 1156 г. возвел на престол своего любимого сына Георгия (III).

В это смутное время жертвой борьбы, разгоревшейся вокруг престола, стал не один знатный азнаурский дом.

Категория: История Грузии | Добавил: tsirik (26.06.2008)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: